Лезгинский след на тропах газавата
Богатство
истории лезгинского народа делает ее одновременно и достаточно сложным
объектом для объективного изучения и правильного понимания. Одним из
весьма спорных вопросов является степень участия лезгин в Кавказской
войне и их причастность к горскому газавату против тирании своих же
ханов и колониальной политики царизма.
Версия о национальной розни
Для конкретики в первую очередь следует отметить, что существуют два
основных мнения по поводу участия лезгин в Кавказской войне. Первое
мнение утверждает, что лезгины практически не принимали участия и не
оказали никакого влияния на ход Кавказской войны.
Можно
сказать, что многие лезгинские общественные деятели даже кладут это
мнение в основу своего видения лезгинской истории. Большое число
историков «старой» школы придерживаются этого же мнения. Основными
аргументами этого подхода служат те факты, что Шамиль сам был аварцем и
основ
...
Читать дальше »
Геноцид лезгинского народа в Азербайджане и Дагестане
На территории Восточного Кавказа проживают народы,
которых в научной литературе именуют «лезгинские народы» – это агулы,
табасаранцы, рутульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги
названия получили, в основном, по месту проживания.
Основанием
для их выделения послужила несомненная близость языков на
лексико-граматическом уровне, единство в культурно-бытовом укладе.
В
Российской Федерации лезгинские народы проживают в южной части
Республики Дагестан (Юждаг). Последний охватывает около 34% площади
Дагестана и включает 10 административных районов Ахтынский, Курахский,
Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Хивский Рутульский, Агульский,
Докузпаринский, Дербентский, Табасаранский. Общая численность населения
Юждага более 750 тыс. человек, из них более 450 тыс. человек составляют
чистые лезгины, 670 тыс. человек лезгиноязычные народы.
В
Азербайджане лезгины компактно проживают на с
...
Читать дальше »
ДАГЕСТАНЦЫ ТРЕБУЮТ ПЕРЕЗАХОРОНИТЬ ОСТАНКИ ИЗВЕСТНОГО ГОРСКОГО ВОЖДЯ
Один их самых известных горских вождей и герой одноименной повести Л. Н. Толстого Хаджи-Мурат был убит и обезглавлен в 1852 году. Его тело погребено недалеко от древнего селения Загаталы (Азербайджан), а голова была отправлена в Темир-Хан-Шуру (Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии: здесь очень многие хотели убедиться, что Хаджи-Мурат мертв и теперь можно спокойно спать и ездить по дорогам.
В Тифлисе в ставке наместника хотели того же, и голова Хаджи-Мурата под усиленной охраной была препровождена в Тифлис. А затем — в Санкт-Петербург, где после «встречи» с императором ее разместили в Военно-медицинской академии, а потом — в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.
Как передает Vesti.Az со ссылкой на mk.tula.ru, 148 лет о голове Хаджи-Мурата вспоминали только историки, археологи и работники музеев. Но в 2000 году общественность, родственники и руководство Республики Дагестан начали кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историче
...
Читать дальше »