Дагестану понадобилось 900 миллионов на переселение лезгин из Азербайджана
Властям Дагестана понадобилось 900 миллионов рублей на переселение дагестанцев из анклава, находящегося на территории Азербайджана. Об этом, как сообщает 26 декабря газета "Черновик", заявил министр экономики северокавказской республики Марат Ильясов.
Речь идет о двух лезгинских поселениях Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджана. На сессии дагестанского парламента Ильясов сказал, что республиканские власти сформировали списки тех, кто хочет переселиться, однако не могут решить вопрос с источниками финансирования. В республиканском Министерстве экономики "Ленте.ру"уточнили, что в список переселенцев входит более 400 человек.
По словам министра, на переселение россиян республике необходимо 900 миллионов рублей. Из них 300 миллионов пойдет на жилье.
В то же время, как заявил Ильясов, Министерство финансов России пока не приняло решение по выделению денег. "Минфин России говорит, чтобы мы переселили их в рамках федеральной целевой программы "Юг России"без добавления средств. Они говорят, чтобы мы исключили какие-то объекты из этой программы, а освободившиеся средства направили на переселение. Но ни мы, ни Минрегионразвития это не поддерживаем", - цитирует дагестанского министра "Черновик".
Поселения Храх-Уба и Урьян-Уба возникли после того, как в 1954 году Азербайджанская ССР временно передала Дагестану эти земли для пастбищ. После распада СССР села стали российским анклавом на азербайджанской территории. Их жители имеют гражданство России.
В 2004 году срок аренды этой земли истек, и Баку стал претендовать на полный контроль над Храх-Уба и Урьян-Уба. В докладе Международная группы по предотвращению кризисов, посвященному Северному Кавказу, говорится, что с 2007 года жители анклава жалуются на давление со стороны властей Азербайджана. По словам авторов документа, Баку заставляет лезгин принять азербайджанское гражданство либо продать дома и уехать. Кроме того власти закрыли местную школу.
В феврале 2011 года жители анклавов провели в Махачкале митинг, на котором пожаловались на нарушение прав со стороны властей Азербайджана
Русские на Кавказе: были, есть и будут
Споры о том, можно ли считать русских коренным народом Кавказа, начавшиесяеще в начале 90-х годов ХХ века, продолжаются по сей день. Преобладающая точказрения неутешительна: русские – народ на Кавказе пришлый, появившийся здесь,по историческим меркам, недавно, а их появление сопровождалось геноцидомкоренного населения и другими «прелестями» имперской политики.Делая подобные заявления, борцы с «колониальной экспансией» и «агрессивнойполитикой» лукавят. Интерес к Кавказу русские князья стали проявлять задолго допровозглашения России империей. А то, насколько жестокой была политика «русскихколонизаторов» в отношении Кавказа, наглядно иллюстрируют малоизвестные страницыистории.Средневековые летописи и хроники армянских, арабских, сирийских авторов конца 1— начала 2 тысячелетия н.э. донесли до нас сведения о том, что Кавказ и Закавказьееще в ту далекую эпоху входили в сферу жизненно важных геополитическихинтересов набиравшего силы Русского государства. Один из наиболее ярких примеровкавказской политики первых русских князей из династии Рюриковичей – такназываемый «каспийский поход русов», совершенный в 943-944гг. в Закавказье. Цель,которую поставили перед собой русские воеводы – овладеть мусульманским городомБердаа (сегодня это город Барда в Азербайджане), который в описываемый период былзначительным политическим и тогово-экономическим центром кавказского региона,столицей Аррана - Кавказской Албании.Достаточно будет вспомнить о морских походах наЦарьград. В пользу второго говорит следующий исторический факт: союзниками славянв военном походе выступали северокавказские племена – аланы и лезгины, всадникикоторых влились в армию русов. Вполне возможно, что объединение славян с горцамипроизошло на территориях, заселенных аланами, историческую преемственность откоторых сегодня оспаривают несколько кавказских народов (в частности осетины, с однойстороны, и карачаево-балкарцы – с другой). Кто из них стали союзниками русских воиновв далеком Х веке историкам еще предстоит выяснить.В любом случае, случилось то, что случилось, и армия русов, как гром среди ясного неба,появились под стенами Бердаа.«Браннолюбивые русы»Численность славянского войска, по мнению историков, не превышала 5 тысяч человек.В это число входят и кавказские союзники Руси, легкая конница которых прикрывалафланги основной ударной силы - собственно русских дружин.Появление «браннолюбивых руссов» (так писал о наших предках, спустя два столетия,великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви), высадившихся на берег у стен Бердаа,стало полной неожиданностью для жителей города. Войско, направленное противпришельцев, состояло как из солдат городского гарнизона, так и из примкнувшего кним ополчения - более чем 5 тысяч так называемых «борцов за веру», в задачи которыхвходило не допустить неверных на земли, населенные последователями пророка.По сообщению арабского историка Ибн Мискавейха сражение за Бердаа длилось менеечаса. «Бойцы за ... Читать дальше »
подробнееЭтническая политика в Дагестане
Дагестан является не только одной из российских иноконфессиональных этнических периферий, но и периферией Ближнего Востока, исламского мира в целом, испытывающей воздействие как внутренних, так и внешних факторов
Все большую роль в развитии геополитических процессов в Республике Дагестан, как и на всем Северном Кавказе, играет этнокультурный фактор, который оказывают непосредственное влияние на формировании российского геополитического процесса. Речь при этом идет, прежде всего, о культурном взаимодействии полиэтничности и поликонфессиональности республики в условиях, когда Дагестану уготована роль приграничной зоны и геополитического буфера для России в общении со странами Ближнего и Среднего Востока. Дагестан и ныне, как в далеком прошлом, выступает южными воротами или «южным форпостом» России.
Дагестанскому менталитету присуща черта признания авторитета ценности человеческой жизни по сравнению с национальными ценностями, а это закономерно распространяется и на ценность национальных языков.
Очевидно, что выделяются несколько значимых и объективно действующих констант, определяющих этнокультурную окраску геополитической составляющей региональной политики. Ведущей выступает этническая и конфессиональная мозаичность Дагестана, как продукт исторического взаимодействия различных народностей и культур. Географическое месторасположение, дружеское, родственное и историческое взаимодействие между различными этносами Дагестана, отличающимися друг от друга особенностями культуры, языка, традициями и обычаями, составляют природный мировой феномен, придающий уникальность картине национального состава республики в мировом масштабе.
На небольшой территории Дагестана (общая площадь республики 50,3 тыс. км (кв)), проживают представители более 100 народностей, принадлежашие к трем языковым семьям:
- к дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющие свой диалект, но близкий к аварскому языку), даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы;
- к тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы, татары и ногайцы;
- к индоевропейской языковой семьи принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранской языковой группе.
Следует подчеркнуть, что в Дагестане нет титульной национальности, но ее политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 этносов республики. По численности населения Республика Дагестана занимает 25-е место в РФ
Аварцы - наиболее многочисленный этнос Дагестана, их общая численность составляет 27,9% населения республики. Даргинцы - второй по численности дагестанский этнос, составляющий 16,1%, кумыки - 12,9%, лезгины - 12,2% населения республики; русские - 7,3%; лакцы - 5,5%; азербайджанцы - 4,3%; чеченцы - 4,5%; ногайцы - 1,65%. Таты - дагестанский этнос, говорящий на татском языке (иранская ветвь) и
...
Читать дальше »