Не наломать бы дров в Дагестане
Рамазан Абдулатипов имеет четкое представление о том, каким должен быть Дагестан, какая модель религиозного и межнационального общения должна выстраиваться. Но у него нет своей команды. Поэтому ему понадобится поддержка федерального центра и свобода действий, а также ему придется считаться с местными политиками. Подробности читайте в материале «Кавказской политики».
Если Рамазан Абдулатипов действительно назначен временно исполняющим обязанности главы Дагестана, то первые его шаги, которым мы стали свидетелями, оказались несколько оригинальными, хотя и объяснимыми с точки зрения логики кадровой суеты последнего времени.
Во-первых, он дал интервью, не дождавшись официального подтверждения, поступив, с точки зрения госслужащего, не совсем этично.
Можно предположить, что новый человек наломает дров на новом посту. Дело в том, что Абдулатипов имеет четкое представления о том, каким должен быть Дагестан, какая модель религиозного и межнационального общения должна выстраиваться в республике. С этими идеями он живет пару десятков лет. Если он будет претворять свои модели в жизнь без консультаций, что можно предположить, это вызовет ответную протестную реакцию. Это одна из главных опасностей, стоящих за назначением Рамазана Абдулатипова.
Пока, конечно, рано давать какие-то оценки, нужно дать новому руководителю время, чтобы проявить себя. Но есть серьезные опасения, что с регионом он не справится, и вот почему.
Во-первых, у него нет своей команды в республике, и ему придется опираться на местные силы. Вопрос – на какие силы? Со своим небольшим кругом сторонников невозможно будет выстроить работу в Дагестане. Уже у нас есть примеры Евкурова, Алиева – руководителей, которые приходили без своей команды, из-за чего им не удалось воплотить свои программы в жизнь.
И искусство политика, думаю, будет состоять в том, чтобы суметь использовать реальные силы (а не тех, кто сегодня сидит у него в приемной) на местах, консолидировать их на основе простых и внятных, а главное исполняемых правил игры – ради достижения поставленных целей. Импонирует, что первым шагом будет встряска правительства (парламент не имеет никакого значения), которая сразу обрушит «крышу» теневого бизнеса чиновников. Надо будет обратить внимание на суды, чтобы не искать правды у российской Фемиды и в ЕСПЧ.
Во-вторых, Абдулатипову понадобится поддержка федерального центра и определенная свобода действий, чтобы чего-то добиться. Но с другой стороны, неограниченная свобода может привести к серьезным ошибкам. В Дагестане ему придется считаться с местными политиками. Как он сможет не считаться с Саидом Амировым, Имамом Яралиевым, Сайгидпашой Умахановым, Сагидом Муртузалиевым, Гаджи Махачевым? Это влиятельные, харизматичные политики с серьезными ресурсами и сторонниками.
Если федеральный центр не поддержит нового руководителя, не предоставит свобод
...
Читать дальше »
Абреки и государство.Культура насилия на Кавказе
Статья российского историка Владимира Бобровникова посвящена своеобразной ''культуре насилия'', сложившейся в XIX-XX веках у горцев Кавказа.
Главный герой этой культуры - так называемый абрек- профессиональный бандит, за которым здесь утвердилась слава благородного и благочестивого разбойника вроде Робина Гуда. Отчего и когда возникло абречество? Какое положение занимали абреки в горском обществе до и после Кавказской войны? Как относились к ним сами горцы и их соседи? Какими были их отношения с властью? Изменился ли их тип за последние полтора столетия? Почему ни российскому, ни советскому государству так и не удалось искоренить это явление? Какое влияние оказало абречество на общество и культуру постсоветского Кавказа и России? Цель статьи- найти наиболее убедительные ответы на эти вопросы и охарактеризовать абречество как историческое явление местного общества эпохи российских реформ и потрясений.
Основными источниками являются собранные мною в 1990-е годы во время поездок на Восточный Кавказ архивные и полевые этнографические материалы. Кроме того, в работе использованы фонды библиотек и архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Махачкалы, Тбилиси, Бахметьевского архива библиотеки Колумбийского университета в Нью-Йорке, малотиражные эмигрантские издания 1930-70-х годов, современные фотоматериалы и записи интервью с полевыми командирами из Чечни и Дагестана.
Представления о горском "хищничестве"
Есть целые горы литературы об абреках и разбое на Кавказе. За этим краем издревле утвердилась дурная слава разбойничьего гнезда. С глубокой древности путешественники, купцы, миссионеры, проезжавшие через Кавказ, с удивительным единодушием отзывались о горцах как о "природных разбойниках и ворах". Интериано, итальянский путешественник XV века, не без черного юмора описывает обычай черкесских князей охотиться в своих владениях на "домашних (животных.- В. Б.) и даже на людей"1. На грабежи кайтагов в Дагестане жаловался в "Хождении за три моря" современник Интериано русский купец Афанасий Никитин2. По словам турецкого путешественника XVII века Эвлия Челеби, "неворующим в этой стране (среди адыгов Северо-Западного Кавказа.- В. Б.) даже девиц не дают, говоря: "Это не джигит"3. Итальянский миссионер того же времени Арканджело Ламберти сетует на склонность благородных сословий Мегрелии к воровству. "Молодым сыновьям князей и вельмож,- по его словам, - не возбраняется, если они узнают про жирную корову, украсть ее и съесть в веселой компании товарищей"4. Подобные описания можно приводить до бесконечности.
Дагестанец XIX века М. Магомед-Ханов, перешедший во время Кавказской войны на сторону русских, с горечью пишет о своих соотечественниках: "Горцы дики как сама природа, окружающая их, и хищны как звери"5. К этому времени в российской историографии о Кавказе сложился крайне отрицательный, я бы сказал демонический, образ горца как духа разрушения. Даже такие объективные авторы, как С. М. Бр
...
Читать дальше »
Родина тюрков находится на территории современного Казахстана
Ученые, занимавшиеся изучением и исследованием тюркской истории, опираясь на китайские источники, относили к «родине тюркских народов» подножия Алтайских гор. Опираясь на сходство тюркских и монгольских языков, Рамстедт предполагал, что тюрки произошли из Монголии. Известный эксперт по тюркской истории в Средней Азии Бартольд к родине тюркских народов также относил регион на территории Монголии. На сегодняшний день эти взгляды устарели, и территорию, о которой идет речь, необходимо расширить, заявил в интервью турецкому изданию Cumhuriyet автор недавно вышедшей книги «Тюркские народы» Нурера Угурлу.
«Лингвистические и археологические исследования показывают, что родина тюркских народов протянулась к западу от Алтайских гор, и ее следует искать на территории современного Казахстана, а именно между Алтайскими и Уральскими горами», — говорит Угурлу (цитирование по ИноСМИ).
Он отмечает, что «тюрки – один из самых древних и постоянных народов в мировой истории». «Это крупная народная общность, история которой насчитывает свыше четырех тысяч лет. Ее территории расселения охватывают Азию, Европу, Африку. Первые поселения тюркских народов – прежде всего плоскогорья Средней Азии. Это обширные территории, протянувшиеся от Хинганских гор на востоке до Каспийского моря и реки Волга на западе, от Арало-Иртышского водораздела на севере до горной системы Гиндукуш на юге. Плоскогорья Средней Азии представляли собой преимущественно просторные степи. От северных участков Каспийского и Аральского моря и озера Балхаш до Хинганских гор были расположены плодородные территории. Песчаные степи на юге данных территорий местами оканчивались пустынями. Район песчаных степей соединял плодородные земли, протянувшиеся от Алтайских гор с востока на запад. Историки, рассматривая территории Средней Азии в качестве древнейшего региона поселения тюрок, исследуют их, выделяя две области – к северу и югу от Тянь-Шаня. Регион к югу от Тянь-Шаня – Восточный Туркестан. Север данной территории охватывает Алтайские горы, Джунгарскую равнину и реку Иртыш. На этих территориях проживали динамичные, кочевые тюркские общности. Первоначально в зависимости от территории тюрки занимались земледелием, а при значительных климатических изменениях переходили к скотоводству. Чтобы найти пастбища для животных, они были вынуждены кочевать. Это обстоятельство предопределило полукочевую жизнь тюркских народов».
«Мухаммед ал-Кашгари в «Собрании тюркских наречий», говоря о тюркских народах, приводит сведения о таких племенах, как огузы, кипчаки, уйгуры, карлуки, киргизы, ягма, булгары, башкиры и др. Наиболее многочисленными из них были племена огузов и кипчаков, — рассказывает Нурера Угурлу. — После второй половины XI века огузы из племен, населявших долины Сырдарьи, мигрировали в Переднюю Азию и Анатолию, а кипчаки из бассейна реки Иртыш массово мигрировали в низменности на севере Каспийского и Черного моря. Часть булгар в
...
Читать дальше »